Этот материал адресова прежде всего тем, кто уже захотел создать свой собственный сайт, но понятия не имеет с чего начать и как вообще устроен Интернет. Каким бы сложным ни был проект, его реализация все равно сводится к выполнению определенной последовательности действий.

Вот эти действия мы и обозначим коротко в этой обзорной статье, отсылая читателя к другим материалам, углубленно разбирающим конкретные вопросы. Сначала перечислим сущности, которые потребуются нам для понимания проекта в целом:
1) регистрация домена (доменного имени, адреса в сети Интернет);
2) хостинг (сервер, на дисках которого хранятся файлы нашего сайта);
3) DNS - специальный сервис, связывающий наше доменное имя с нашим хостингом;
4) сайт - связанный набор файлов и баз данных - результат нашего проекта;
5) популяризация нашего ресурса - SEO-оптимизация, реклама, спам;
6) поддержка.

Остановимся на каждом пункте чуть подробнее.

1. Регистрация домена

Наш сайт должен иметь свое собственное уникальное имя, по которому его можно было бы найти и идентифицировать (отличить от других) в бескрайней паутине бесконечного множества других сайтов, появляющихся ежедневно в огромных количествах.

Если у вас уже есть зарегистрированные доменные имена и Вы планируете создание нового сайта, то возникает сразу несколько способов дать сайту имя:

  • создать для нового сайта поддомен (обычно третьего уровня) на имеющемся домене => "newdom.olddom.ru";
  • поместить новый сайт в подкаталог имеющегося домена => "olddom.ru/newdom";
  • зарегистрировать новый домен (обычновторого уровня) => "newdom.ru";
  • создать поддомен (обычно третьего уровня) на одном и бесплатных сервисов => "newdom.freedom.ru".

Первое, что нужно сделать - придумать сайту имя. Посмотрите рекомендации по подбору доменного имени. Задача эта далеко не тривиальная, как может показаться на первый взгляд. Основная проблема заключается в том, что все хоть более-менее вразумительные слова уже заняты. Поэтому, если у Вас есть хорошая идея относительно доменного имени и оно еще не занято, то его нужно регистрировать сразу. Так как через час может быть уже поздно.

Подробнее о проверке доступности доменного имени и других ньюансах на эту тему можете посмотреть в статье "Регистрация домена". Мы же считаем, что имя для нашего сайта выбрано и нам его нужно просто зарегистрировать. Для этого переходим на сайт регистратора, создаем новую учетную запись (или входим используя созданные ранее имя и пароль), вводим свои данные в анкету (если сомневаетесь на этот счет, посмотрите статью "Нужно ли вводить свои реальные данные при регистрации домена"), заказываем услугу регистрации домена и оплачиваем её.

Теперь наше доменное имя принадлежит нам в течение ближайшего года. Да-да, доменное имя не выкупается насовсем, а как-бы берется в аренду. Его регистрацию нужно продлять каждый год.

2. Хостинг

На самом деле, выбор хостинга - процесс довольно спорный и даже творческий, зачастую основанный на верованиях и предубеждениях, а также на прямую связан с нашими финансовыми возможностями. Кроме собственно технических характеристик хостинги могут отличаться своими формами и принципами. Могут быть платными, бесплатными, условно бесплатными, своими собственными и т.д. Подробнее о выборе хостинга можете посмотреть отдельную статью "Выбор хостинга". Но раз уж мы начали делать все по-взрослому и даже успели зарегистрировать себе доменное имя, то и дальше будем считать, что наш сайт будет располагаться на платном хостинге под своим собственным доменным именем второго уровня.

Для примера возьмем недорогой хостинг с русскоязычным интерфейсом и русскоговорящей техподдержкой. На хостинге нам нужно:
- создать свою учетную запись,
- выбрать тарифный план в соответствии со своими потребностями и возможностями,
- оплатить его,
- получить у хостера адрес FTP, по которому мы сможем обращаться к файлам своего сайта,
- выяснить адреса его DNS-серверов.

Чуть позже мы вернемся к своей панели управления на хостинге, чтобы создать здесь базу данных (БД) для нашего сайта и выгрузить файлы. А сейчас поговорим о DNS.

3. DNS (англ. Domain Name System — система доменных имён)

В этой статье мы не будем рассматривать принципы действия и все особенности работы этого важнейшего интернет-сервиса, а перейдем сразу к практике. Дак вот, на практике обычно встречаются 2 способа решения нашей задачи (напомню, что нам нужно связать зарегистрированное доменное имя сайта с его физическим расположением - хостингом):

1 вариант (наиболее распространенный). Хостер дает имена своих серверов DNS и предлагает нам указать их в панели регистратора. Серверов DNS должно быть не менее двух (подробнее о DNS в статье "Особенности настройки DNS для сайта") и выглядят они примерно так:
dn1.сервер_хостера.ru,
dn2.сервер_хостера.ru
Копируем адреса DNS-серверов хостера в буфер обмена и возвращаемся к панели управления регистратора домена. Вводим их там в соответствующие поля и ждем делегирования. Если с ДНС все нормально, то наш домен делегируется сразу. В любом случае мы получаем на почту уведомление о результатах операции. Если возникает проблема, то придется внимательно прочитать упомянутую выше статью "Особенности настройки DNS для сайта" и попытаться самостоятельно решить проблему. Если не поможет, обращаемся в техподдержку хостера с подробным рассказом о результатах нашей диагностики.

2 вариант (встречается редко, в случае проблем с ДНС-серверами хостера). Хостер дает IP-адрес вашего сайта и предлагает нам решить вопрос с ДНС самостоятельно. Для расширения кругозора можно посмотреть статью "Обзор серверов DNS", но если мы зарегистрировали свой домен по ссылкам, предложенным выше, то самое разумное воспользоваться бесплатным DNS-сервисом нашего регистратора. Благо, интерфейс у него достаточно интуитивен, и классический функционал предоставлен в полном объеме.

В данном случае нам потребуется создать запись типа "A", которая должна выглядеть примерно так:
наш_домен.ru. IN A 80.90.118.109,

где вместо 80.90.118.109 нужно написать IP-адрес нашего сайта, предоставленный хостером.

Такой записи достаточно одной, но обычно её дублируют вариантом с "www":
www.наш_домен.ru. IN A 80.90.118.109.

Имейте ввиду, что обновление информации на всех серверах ДНС в Интернете длится довольно долго и может занимать до двух суток. А пока можно заняться нашим сайтом.

4. Сайт

Как правило, доступ к сайту можно получить и до того как ДНС полностью обновится. Наличие такой возможности зависит от конкретного хостера. Если он нам её предоставляет, то настраиваем любимый FTP-менеджер и копируем файлы нашего сайта на хостинг. Здесь есть один существенный нюанс. Копирование большого количества мелких файлов (а сайтовые движки, как правило, имеют именно такую структуру) может затянуться на длительное время (скажем, на час) и даже совсем оборваться. Поэтому, надо сразу выяснить наличие в своей панели управления на хостинге Файлового менеджера (диспетчера файлов, File Manager) через веб-интерфейс. Если есть, то ищем там возможность распаковки архивов. Если архивы поддерживаются, то у себя на компьютере архивируем сайт в ZIP архив, копируем на хостинг один! файл и уже там распаковываем. Это может быть в десятки и сотни раз быстрее, чем простое копирование сайта "как есть".

Если мы используем на сайте специальный движок, какими, например, являются WordPress или Drupal, то для них еще необходимо создать на хостинге базу данных и вписать её параметры в файл конфигурации движка.

Подробнее о сайтостроении можно посмотреть, например, статьи "Выбор инструмента для создания сайта" и "Выбор CMS".

5. Популяризация

После того как наш сайт зарегистрирован, выгружен на хостинг и ДНС серверы в любой точке планеты указывают на его ПМЖ на хостинге... а, собственно, после всего этого, после всех наших трудов и бессонных ночей ничего заслуживающего внимания и не произошло. Мы поставили на сайт счетчик посещений и видим, что кроме нас с вами на сайт никто не заходит. Почему? Да просто потому, что о нашем сайте никто не знает.

Для того чтобы на сайт привлечь посетителей нужно как минимум:
- выполнить мероприятия по SEO (от англ. Search Engine Optimization), т.е. оптимизировать сайт в целом и каждую страницу в отдельности под поисковых роботов;
- зарегистрировать его в хорошо известных поисковых системах: обязательно в Яндекс и Google, опционально - в остальных;
- прорекламировать его всеми доступными (по цене и этическим соображениям) способами. Подробнее об этом в статье "Популяризация сайта". Здесь же можно просто перечислить некоторые: сообщить о сайте всем своим друзьям и знакомым, заполнить адрес сайта во всех своих профилях в социальных сетях, внести в подпись на форумах, оставлять его адрес при комментировании на блогах, написать на заднем стекле своей машины, купить рекламные ссылки и статьи, бесплатно обменяться ссылками с желающими блогерами...

6. Поддержка

Прежде чем принимать решение о выполнении всех вышеперечисленных пунктов, нужно уяснить одно существенное обстоятельство. Независимо от того, на сколько хорошо Вы справитесь с поставленной задачей, стоит только перестать заниматься своим детищем, и сразу посещаемость пойдет на спад, а со временем ваш сайт и вовсе будет предан забвению. Здесь как у Алисы в Зазеркалье: "для того чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать вперед". А для того, чтобы оказаться впереди..., ну Вы сами понимаете.

Хотя, в этом вопросе тоже есть свои нюансы. Речь идет о сплогах, ГС (говносайтах), дорвеях и прочей нечисти, которая у приличного человека вызывает только раздражение, но здесь говорить об этом не хочется.

Рубрики: 

Ярлыки: